РАЙОН НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖЕК (часть 1)
Первая в истории исследовательская экспедиция вокруг Северского района убедилась, что он прекрасен и привлекателен для туристов. И тем удивительнее, что этот туристический потенциал практически не используется.
В июне по Северскому району прошла экспедиция «Северская кругосветка». Сказать, что я в неё рвался, - покривлю душой, но когда позвали, юлить не стал. Надо быть сумасшедшим, чтобы отказаться от возможности за одно путешествие при помощи различных средств передвижения, включая ноги, посетить красоты, о которых в лучшем случае читал, в худшем - никогда и не слышал. К тому же экспедиция была первая, и моя журналистская пытливость вкупе с таким же журналистским тщеславием просто обязывали меня внести своё имя в анналы туристской славы Северского района. Прилетев накануне старта экспедиции из Москвы, я закинул в рюкзак сменную одежду с обувью и тарелку с кружкой, прикрепил к нему спальный мешок и коврик-каремат, отремонтировал велосипед сына и отправился утром в одно из самых больших и ярких приключений в своей жизни.
С чего всё начиналось
Идея «Кругосветки» созрела в голове Юрия Ивановича Коваленко. Его имя, наверное, знакомо каждому, кто в Северском районе более-менее увлекается туризмом (не путать с поездками по городам и странам). В послужном списке Юрия Ивановича тысячи пройденных киломеnров, тонны перенесённого груза в рюкзаках, сотни протоптанных троп, как по нашему муниципалитету, так и Северному и прочим Кавказам в целом, а также создание в станице Смоленской спортивно-оздоровительного клуба «Континент», неоднократно признававшегося лучшим на Кубани в своём роде. Сегодня Коваленко возглавляет Северское местное отделение Русского географического общества (РГО), продолжает обучать детвору премудростям туризма и неофициально, но на полном праве носит гордое звание гуру туристского цеха.
По задумке Юрия Ивановича, экспедиция за одно прохождение должна была изучить многообразие нашего района с множеством природных и не только достопримечательностей, чего раньше никто никогда не делал. В будущем её путь мог бы послужить для создания новых туристических маршрутов. Отсюда она - исследовательская. А из-за того, что старт совпадал с финишем, она стала «кругосветкой» - пройденной по Северскому району кругом или «Северской кругосветкой».
Разработка и планирование экспедиции заняли два года. Обсуждались и определялись точки и направления отрезков дистанции, высчитывались расстояние и время прохождения, шёл поиск последних карт местности и информации об объектах, которые можно включить в маршрут следования, составлялся график движения.
В итоге, весной этого года программа «Кругосветки» была окончательно сформирована. Она состояла из трёх этапов - водного, велосипедного и пешего. Пеший - самый продолжительный по дням и километражу (семь дней и около сотни вёрст). Общая же протяжённость экспедиции, которую предполагалось преодолеть в 10-дневный срок, равнялась примерно 220 километрам. Но не зря говорят: «Хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах»…
Кто пойдёт вокруг района?
Первые трудности начались ещё до старта «Кругосветки» - по разным причинам дату отправки пришлось переносить несколько раз. Не каждый из тех, кто изначально планировал отправиться в путь (я в том числе), мог позволить себе так запросто менять свои планы. Все люди - взрослые и занятые. Уйти на десять дней само по себе сложно, а если ещё и сроки постоянно сдвигаются... Мне же место в экспедиции было, что называется, заказано. Я ведь не только, как говаривал кот Матроскин, «вышивать могу и на машинке тоже», то бишь, по роду журналистской деятельности записывать всё происходящие во время «Кругосветки» и фотографировать, я ещё вхожу в правление Северского отделения РГО. Следовательно, спасти меня от экспедиции могли только чудо и сомнительное состояние моего здоровья. К счастью (это выяснилось потом), не произошло ни первого, ни второго.
Окончательно старт наметили на 8 июня. Благодаря длительным выходным в связи с празднованием Дня России, участникам было проще использовать своё время. В «Северскую кругосветку» помимо Юрия Коваленко отправлялись Александр Петренко, Алексей Хмелевской, Антон Запольских, Сергей Дубовик и я. На одном из отрезков к нам должен был присоединиться Александр Донченко, а за автомобильное сопровождение (доставку продуктов, перевозку велосипедов и рафта) отвечал Иван Беззубенко на своём УАЗе-«буханке».
И надо же такому случиться, по всем законам подлости, моё участие в последний момент чуть не накрылось медным тазом. Нежданно-негаданно для себя я выиграл региональный этап международного конкурса для журналистов, проводимого Ростелекомом, и в первой декаде июня меня ждали на финале в Москве. Удивительно, но в это же время в Питере в командировку ждали другого участника «Кругосветки» - Сергея Дубовика. Казалось, всё, не плыть мне по Кубани и не взбираться на Папай, но боги туризма, похоже, были к нам благосклонны. Я возвращался из Первопрестольной днём раньше старта экспедиции, Сергей прилетал утром 9 июня. И пусть он пропускал водный этап, зато успевал на остальные.
В общем, у меня оставалось примерно 20 часов на сборы. Этого хватило, чтобы отремонтировать велосипед сына для велоэтапа (своего у меня нет), упаковать в рюкзак вещи первой необходимости, зарядить фотоаппарат и даже немного поспать, несмотря на чемоданное настроение.
Велосипед на старт!
Хоть экспедиция по району и была первой в истории, её старт на северском стадионе «Олимп» прошёл более чем скромно. Ни музыки, ни танцев, ни радостных криков толпы. Из провожающих - лишь родные путешественников, из районного руководства - лишь начальник управления по спорту и физической культуре Сергей Клименко и его заместить Франц Шмидт.
Слова напутствия, фото на память, сброс в машину лишнего груза, и вот уже под колёсами велосипедов замелькали первые метры «Кругосветки». В этот день нам надо было добраться до реки Кубани, и не просто, а как в песне про нормальных героев, которые всегда идут в обход: сначала на велосипеде до станицы Новодмитриевской, затем на рафте - до Шапсугского водохранилища.
Я не садился на велосипед лет пятнадцать, и неудивительно, что мой изнеженный за длительный простой организм не оценил этой инициативы. Через несколько километров начали подозрительно похрустывать колени, и налились свинцом бёдра. К тому моменту мы уже миновали станицу Северскую, хутора Воликов, Бондаренко и Бончковский. Пот лился ручьём, с непривычки и под палящим солнцем усталость росла с каждым витком педалей.
До Афипского доехал исключительно на морально-волевых качествах. Остановились, отдышались, попили воды, и жизнь снова повернулась ко мне лицом. На навигаторе отметка «18 километров» - столько мы прошли за два часа с момента старта.
Неожиданный Афипс
Следующая остановка - берег Афипса под станицей Новодмитриевской. Здесь нас уже ждал Иван на машине. Выгрузили рафт и наоборот закинули в «буханку» свои велосипеды. Они нам понадобятся завтра, а пока - сплав по реке до Шапсуги, как называют водохранилище рыбаки. «Всяко лучше, чем велопробег», - подумал я.
Подкрепились походной кашей и стали готовиться к отправлению. Перевернуть рафт практически невозможно, но это не значит, что вода в него не попадает - ещё как булькает. А значит, надо упаковать в специальные гермомешки вещи, продукты, гаджеты. Надели на себя спасательные жилеты с касками и со спокойной душой и чистой совестью отчалили в путь.
Первый ночлег по графику у нас значился на Кубани, но перед этим нам надо было добраться до водохранилища, перевезти рафт на старый шлюз в районе аула Афипсип и сплавиться на пять-шесть километров в сторону Северского района.
Напрасно я думал, что грести вёслами лучше, чем крутить педалями. Возможно, чуть легче, но точно не лучше. Особенно, когда из всех участников «Кругосветки» только у одного был опыт сплава по рекам - Юрия Ивановича. Остальные постигали премудрости гребли в процессе. Движение нашего рафта напоминало походку пьяного моряка - из стороны в сторону, от берега к берегу. Плюс выяснилось, что Афипс совсем не прямой, и с течением у него явный дефицит. До мостов через трассу около Афипского плыли часа полтора, столько же, если не больше, через сам посёлок.
Я бы ни в жизнь не подумал, что Афипс в низовьях такой широкий. Метров пятьдесят, не меньше. По нему ходят лодки, катера и, что меня больше всего удивило, лёгкие прогулочные судна вместимостью до десяти человек. Подобраться, правда, к воде проблематично - сплошные заросли, но кое-где есть оборудованные причалы, в основном, на адыгейском берегу. Отдыхающие с интересом смотрели на нас, приветствовали и желали успехов.
Надежды на то, что мы уложимся в график, таяли с каждым очередным зигзагом в исполнении нашей гребной команды. «Будем плыть до последнего», - Юрий Иванович не был настроен ночевать на воде, и мы вместе с ним. Чалились практически в сумерках. Понятно, что ни о какой Кубани уже не могло быть речи. Решили добраться до Афипсипа и разбить лагерь у шлюза. Так и поступили.
За полночь, лёжа в палатке после горячего ужина, я размышлял над прошедшим днём. На улице пели ночные птицы, стрекотали цикады и голосили лягушки. Усталость и гречка с тушёнкой медленно, но верно делали своё дело - погружали в сон. И, наверное, последнее, что промелькнуло тогда в моей голове: «Как же здорово, что я пошёл в «Кругосветку»!
#северскийрайон #туризм #кубань #афипский #северская #северскаякругосветка