РАЙОН НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖЕК (часть 2)
«Многоводная, раздольная, разлилась ты вдаль и вширь»
Ранним утром нас разбудил местный рыбак, который приехал ловить на старый шлюз щуку. Нам, вообще-то, уже надо было вставать, чтобы попытаться нагнать запланированный график движения, из которого выбились накануне, но сказывались поздний отбой и усталость предыдущего дня. Свист удилища со шлепками блесны по воде прогнали сон. Мы занялись завтраком и сбором палаток и вещей. Мужик попытал счастья минут 10-15 и уехал ни с чем, а вот Артему Запольских повезло - несколько забросов, и на воблер попалась небольшая щучка.
Полноводная на тот момент #Кубань стала для нас своего рода воздаянием за вчерашний #Афипс. Течение само несло рафт в сторону хутора Стефановского - конечную точку водного этапа «Северской кругосветки». Приходилось лишь немного подруливать вёслами, а в остальном - полные релакс и любование прибрежными пейзажами. Оказалось, смотреть с воды главной реки края на берега интереснее, чем наоборот. И было на что: тополиные и ивовые рощи до самой кромки берега, островки и отмели с колониями цапель и чаек, полуразрушенные насосные станции советской архитектурой из 1960-х и шикарные загородные дома новых нуворишей со своими пирсами для небольших яхт и катеров. Одним словом Ивана Васильевича из знаменитого гайдаевского фильма: «Лепота!».
Спустя четыре часа пришвартовались в районе песчаного карьера. Впереди ждал велосипедный марш-бросок до станицы Дербентской, а пока мы сушили рафт и промокшие одежду с обувью, готовили обед на костре и отдыхали.
После обеда послышался знакомый звук двигателя, и на берег выехал Иван на своём УАЗе, привезя велосипеды и Сергея Дубовика, который под утро прилетел из командировки. Мы подкрепились, сфотографировались на фоне Кубани и двинули в путь.
От Стефановского до Ильского
Велозабег до Новодмириевской оставил у меня неизгладимые впечатления и ощущения. Это давало все основания опасаться, что недохрустевшие вчера колени окончательно дохрустят сегодня, а мозоль на части тела, находящемся между поясницей и бёдрами, станет логическим завершением поездки до Дербентской. Но начало дистанции далось на удивление легко, отчего мой инстинкт самосохранения успокоился, и ноги живенько принялись крутить педали.
Кто не знает, 12 километров дороги от Стефановского до села Львовского - сплошная гравийка. Ехать по ней на велосипеде - само по себе тяжело, ехать по ней на велосипеде под палящим солнцем в 30-градусную жару - тяжело вдвойне, если не втройне. Плюс пылевые завесы, поднимаемые самосвалами, которые возят здесь песок из карьера. Его, кстати, при желании тоже можно включить в список достопримечательностей Северского района и назвать, к примеру, «Обещалкин карьер». Стефановцы столько раз слышали на разных уровнях обещания о закрытии карьера, что это название будет вполне логичным, ведь песок так и не перестали добывать. Но попадались и нормальные водители. Заметив наш пелотон, они сбрасывали скорость, чтобы не пылить, за что участники экспедиции посылали им телепатические лучи со словами благодарности и респекта.
Наконец-то вышли на асфальт, и тут выяснилось, что мне ехать по нему ещё хуже, чем по щебню, хотя вчера на это внимания не обратил. Во времена моего детства велосипеды делились только на рамные-безрамные и по названиям. Никаких горных, для путешествий, со скоростями и прочими наворотами не было. За прошедшие годы велосипедный прогресс ушёл далеко вперёд. Я не то, чтобы этого не заметил, но всерьёз им заинтересовался аккурат за день до старта «Кругосветки», когда выкатил из гаража сыновний велосипед с проблемами при переключении скоростей, которые я исправил с помощью отвёртки методом проб и ошибок. На хорошей же дороге вскрылся другой недостаток: не переключались звёздочки на цепи. Я ехал на самой маленькой, тогда как остальные в нашей команде на большой или средней. И получалось, что они делали 1-2 оборота педалями, я же 4-5. Пока двигались по гравийке, где не разгонишься, это не было заметно. Другое дело, на асфальте. Чтобы не отставать и не тормозить группу, мне приходилось работать ногами в ускоренном режиме, словно я герой старого немого кино. Уже нигде ничего не хрустело и не забивалось, но организм тратил гораздо больше энергии, и к Ильскому я подъезжал практически выбившимся из сил. «Это скоро кончится, это скоро кончится», - успокаивал я сам себя. «Ага, скоро, - подтрунивало надо мной сознание. - Сегодня уже второй день экспедиции - подумаешь, ещё восемь впереди». Именно тогда в мою душу впервые закрались сомнения: «Зачем я согласился на эту экспедицию?!»
Табличка первобытного человека
Помните у Крылова: «По улицам слона водили, как видно на показ - известно, что слоны в диковинку у нас»? Вот примерно таким слонами чувствовали себя участники «Кругосветки» (во всяком случае, я), проезжая через #Ильский. Стремительно вечерело, и на лавочках перед дворами по обыкновению собирался народ. Его никак не могла не привлечь группа велосипедистов в бело-жёлтых футболках с эмблемой «Кругосветки». Лица попадавшихся на встречу людей были настолько удивлёнными, что хотелось остановиться, похлопать по плечу и рассказать, почему мы здесь и что за экспедиция.
Но надо было торопиться - до наступления темноты оставалось не больше полутора часов, а до Дербентской, где мы собирались заночевать, ещё ехать и ехать. К тому же, наша исследовательская экспедиции, будучи в Ильском, просто не могла не посетить это место, которое потенциально способно сделать посёлок центром туризма. Тем более, что было по пути.
В конце позапрошлого века в станице Ильской стали активно разрабатывать нефтяные залежи, обнаруженные на южной окраине населённого пункта. Рабочим при земляных работах постоянно попадались кости и различные окаменелости. Нефтяников древние артефакты не интересовали, и потому они их попросту выбрасывали. В 1898 году на ильские нефтяные промыслы по пути из Новороссийска заехал барон Жозеф де Бай. Известный французский археолог и путешественник в кучах выработки разглядел кости, которые, по его мнению, могли когда-то принадлежать мамонтам. Догадку барона подтвердили тут же затеянные небольшие раскопки. Более того, во время обследования вместе с костями он нашли каменные орудия - с их помощью охотились древние люди. Так была открыта Ильская стоянка первобытного человека. Последовавшие затем многолетние раскопки выявили здесь семь культурных слоёв среднего палеолита. Самому нижнему - около 100 тысяч лет, верхний - не моложе 80-85 тысяч. На стоянке обнаружено много костных останков бизонов, мамонтов, пещерных медведей, волков и других животных. Также было открыто древнейшее жилище в виде полуземлянки со стропилами из рёбер и бивней мамонта, перекрывавшейся шкурами животных.
Последние большие исследования в посёлке велись в первой половине 2000-х. До того момента Ильская стоянка (а их на самом деле две, и находятся они «по соседству») считалась древнейшей в Европе, но вскоре на полуострове Тамань наткнулись на более древнюю. Интерес археологов к жилищу первобытного человека в Ильском сразу поугас: они укатили на раскопки на берег Азовского моря, а стоянку законсервировали до лучших времён.
Я был здесь последний раз лет 7-8 назад. Её тогда-то уже было трудно обнаружить, а сейчас стало почти невозможно. Мы с полчаса кружили по округе, пытаясь найти какие-нибудь следы неандертальцев, пока нам не помогли местные жители. Глядя на то, что сегодня происходит с этим памятником археологии, понимаешь, что «лучшие времена» сюда не торопятся. Территория первой стоянки - это сплошная поросль древесного молодняка, настоящая чаща. Сквозь неё ещё можно разглядеть деревянные помосты и укрепления грунта, оставленные археологами, но подобраться к ним очень и очень сложно. Со второй стоянкой дела обстоят чуть лучше - на ней хотя бы нет деревьев. Правда, от заросшего травой и кустами косогора радужных мыслей в голове не прибавилось. За рубежом из этого объекта сделали бы «золотую жилу», которая кормила и посёлок, и весь район, с музеем под открытым небом, где можно купить сувенирную продукцию и историческую литературу. У нас же - ни указателей, ни информационных стендов. Обычный клочок земли, зажатый между дворами ильчан и обозначенный лишь небольшой табличкой «Ильская стоянка - охраняется государством» и геотегом на GPS-картах…
Через час экспедиция встала лагерем около станицы Дербентской. Вернуться в график нам так и не удалось, но догонять его в ночи - удовольствие сомнительное, пусть там и был вопрос всего нескольких километров. Велосипеды снова отправились в «буханку» до следующего велозабега. Мы же распределяли по рюкзакам продукты и вещи, чтобы не взять лишнего. Утром начиналась «пешка» - горный поход. «Ребята, - предупреждал Юрий Коваленко, - всё, что было до этого, цветочки в сравнении с пешим этапом». «Неужели что-то может быть хуже сегодняшнего марш-броска на велосипедах?» - думал я, отходя от состоянии грогги. Оказалось, может…
#туризм #северскаякругосветка #стефановский #ильский #северскийрайон #дербентская #кубань #львовское