РАЙОН НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖЕК (часть 8)
Время на путь и отдых
Ночь прошла без приключений и необычайностей, хотя остановку мы делали всё ещё в Пшадско-Папайской аномальной зоне. Разве что, второй раз за экспедицию к нам наведались еноты. Вели они себя приличнее «дербентских» - в палатки не лезли, под ухо не сопели, и об их визите мы узнали только утром, когда увидели, что кто-то пытался перевернуть висевший на ветке котелок с остатками ужина и раскидал пустые консервные банки. Хотя, может быть, это и не еноты были, а «папайский мальчик», «пшадская дева», чешуйчатые шакалы или ещё какой персонаж из местных сказаний. Ночная история об этом умалчивает.
Ночевали на Холодном ручье, недалеко от охотничьего домика - настоящей крепости из кирпича и шлакоблока с различными пристройками и навесом. Домик обнесён забором с амбарным замком на калитке. Сначала показалось, что это загородная резиденция какого-то богатея, но таблички сообщили о принадлежности «резиденции» охотхозяйству. Охотников с их мерами предосторожности понять можно. Одни туристы пройдут мимо, а другим мало ли что в голову взбредёт - обворуют или сломают что-нибудь. Нам по дороге попалась пара бывших туристических приютов, которым досталось от лихих людей. Один - возле Пшадских водопадов. Когда-то был центром туристских потоков, а сейчас, можно сказать, заброшенная разбитая лачуга.
К восьми утра нас в верховьях Афипса ждал Иван. Мы собирались затариться продуктами на остаток «пешки» и скинуть в «уазик» лишние вещи, особенно тёплую одежду. Рассчитывали, что июнь, как обычно, задождит к середине месяца. Вот только лето в этом году решило обойтись без дождей.
Но до Ивана надо было ещё дойти. Пять километров по лесу, с горки на горку, через ручьи и заросли ежевики. Всё по тем же дорогам с разбитыми лесовозами и трелевщиками колеями мимо уже привычных вырубок с нежилыми вагончиками и завалами брёвен.
В «пешке» важна периодичность движения и отдыха. Это не тот случай, когда можно идти «от поворота и до обеда». Продолжительность хода и остановки либо выбираешь сам, либо её определяет старший группы. Чем проще путь, тем дольше идёшь и меньше отдыхаешь. Скажем, 50 и 10 минут. И наоборот, чем сложнее дорога, тем короче пройденный отрезок и длиннее пауза на отдых. Таким образом ты распределяешь свои силы, чтобы их хватило на всю дистанцию.
Проверка характера
Был ещё один важный вопрос, который надо было решить в то утро. При подъёме на Убин-Су захромал Александр Петренко - тазобедренный сустав передавал привет своему хозяину за возможность поучаствовать в «Северской кругосветке». На Папае боль усилилась. Чтобы парню было легче идти, я отдал Сане свои палки для трекинга, . Мы тревожно переглядывались с Юрий Коваленко: если Петренко сойдёт, экспедицию можно будет заканчивать. Оставлять его одного нельзя, тащить на себе до финиша - не дотащим. Сотовая связь здесь не ловит - никого на помощь не вызовешь. При худшем развитии ситуации был единственный вариант решения проблемы: остановка, передышка и доставка парня на «большую землю». Возвращение затем на маршрут практически не имело смысла - чересчур много терялось времени и сил. Но Саня старался держаться настоящим мужиком. Тихо постанывая, он растирал больное место и продолжал лезть вперёд. Мы же молились всем туристским богам, чтобы травма не усугубилась. А уж сколько своих нервных клеток спалили, переживая за Петренко на скалистом спуске с Восточного Папая!..
Поэтому в моей и Юрия Ивановича головах родилась идея уговорить парня отправиться домой на «уазике». И хотя Саше полегчало, мы серьёзно переживали и за него, и за «Кругосветку», ведь это была всего лишь середина пешего этапа. Но на перекладке провизии как бы тонко мы ни намекали, как бы ненавязчиво ни предлагали, он наотрез отказался уезжать. Зато неожиданно домой засобирался Сергей Дубовик, которого срочно вызвали на работу, - новость об этом привёз Иван - и для него экспедиция закончилась. Честно говоря, я тогда тоже чуть не смалодушничал. Наше путешествие оказалось далеко не тем, что представлялось мне до старта. Оно было намного сложнее и тяжелее. И внутри меня между собой боролись желание вернуться в свою привычную комфортную среду, порождённое ленью, и желание дойти до конца, которое подпитывали гордость и любознательность. Характер трещал по швам. И, хвала небесам, гордости у меня больше, чем лени…
В лесу Земля тоже круглая
За пару километров до места встречи с Иваном нам стали попадаться организованные группы туристов. 12-15 подростков с двумя-тремя взрослыми в сопровождении. К тому моменту наша экспедиция немного растянулась: Сергей с Артём Запольских вырвались на несколько сотен метров вперёд, затем шли я с Саней и Алексей Хмелевской, а замыкал процессию где-то позади наш Генерал.
Что это за группы и откуда, мы узнали возле «уазика». Сначала в лесу послышался многоголосый шум, а спустя полминуты на дорогу высыпало человек 25 ребятни с двумя бородатыми мужиками во главе. Пригляделись - батюшки, вот это неожиданность! В бородатых мужиках мы разглядели знаменитых кубанских путешественников Александра Рябухина и Константина Мержоева. И если имя Рябухина больше известно в туристских кругах, Заслуженного путешественника России Мержоева благодаря его участию в многочисленных экспедициях знает вся страна. Именно он возглавлял экспедицию «Огненный пояс Земли», которая стартовала в 2011 году в Краснодаре и в течение двух с лишним лет проходила по территории четырёх континентов по так называемому «Тихоокеанскому огненному кольцу». Участники экспедиции, а среди них был северчанин Николай Коваленко, поднимались на самые известные действующие и недействующие вулканы на своём пути, пешком, на мотоциклах и велосипедах пересекли 19 стран и переплывали океаны. Протяжённость маршрута составила более 65 тысяч километров. Сегодня Константин - директор Центра туризма и экскурсий Краснодарского края.
Юрий Иванович обнялся с путешественниками: и Мержоева, и Рябухина он давно и хорошо знает. Но что делали они в лесу? Выяснилось, что в начале лета в Северском районе, на турбазе «Планческие скалы» за станицей Крепостной впервые открылась школа начальной туристской подготовки. Инициатором её открытия и руководителем был Мержоев. В школе под руководством опытных инструкторов занимались школьники из многих муниципалитетов Кубани. Ребята учились готовить пищу на костре, правильно укладывать рюкзак, ездить на горных велосипедах и грести на рафтах и катамаранах, вязать узлы, забираться по скалам и ещё многому, что может пригодиться туристу. Финалом обучения стал поход первой категории сложности - 100 километров пешком через горы к морю. И надо же так совпасть звёздам, что они встретились на нашем пути! Очередное подтверждение «круглости» Земли.
Мы пообщались, пофотографировались. Мержоев с Рябухиным и юными туристами с интересом послушали про нашу «Кругосветку». Напоследок пожелали друг другу удачи, после чего они отправились дальше - к морю. Мы же закончили укладывать рюкзаки, пообедали и выдвинулись к подножью Большого Афипса. Теперь нас стало на одного человека меньше - с Иваном уехал Дубовик. А наша экспедиция шла к одному из самых удивительных и красивых мест Северского района - водопадам Быстрого ручья.
#туризм #северскаякругосветка #пшада #северскийрайон #кубань #папай #мистика #легенды #природа #лес #РГО #Афипс