РАЙОН НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖЕК (часть 9)
Три кита «Кругосветки»
Три вершины, три богатыря, три кита экспедиции - Убин-Су, Папай и Большой Афипс. Все по-своему уникальны: Убин-Су - наивысшая точка района, Папай - самая западная скалистая вершина Северного Кавказа, Большой Афипс - одна из высочайших гор на нашей территории в составе Главного Кавказского хребта. Хорошо, что по ним проходит граница муниципалитета - и потому пролегал маршрут экспедиции. Однако был ещё и Собер-Баш - «визитная карточка» как-никак, и не подняться на «Гору колдунов» (так, по одной из версий, переводится с черкесского «Собер-Баш») - своего рода кощунство. Но Собер был в конце программы путешествия, её венцом, и к тому же каждый из нашей команды бывал на нём столько раз, что считал это обычным делом.
Подъём на Большой Афипс высотой 737 метров стоял в планах экспедиции на шестой день «Кругосветки». Как и в случае со многими названиями географических объектов Кубани, имеющими не казачье и не русское происхождение, исследователи топонимики ломают головы, что означает «Афипс». Одни уверены, что название вершины происходит от «Афы» - верховного абхазо-абазинского божества молнии и грома. Это предположение в корне отрицают другие учёные, с чем, в принципе, можно согласиться: где Абхазия, а где наша гора. С их стороны следует объяснение, что Афипсом её окрестили адыги в честь реки, берущей начало на северном склоне («псы» на адыгском «вода»). Учёным осталось лишь выяснить, откуда взялась часть слова «Афи». Ну, а третьи специалисты находят правоту в теориях и первых, и вторых: они считают, что некогда к старинному названию горы «Афы» из-за реки добавилось «псы», и, видоизменившись за много лет, получился «Афипс» - «река бога Афы», или, допустим, место, где она зарождается. Большим же Афипсом вершина зовётся потому, что по соседству располагается Малый Афипс, который относительно Большого действительно Малый - он ниже 230 метров.
Водопады из «райских снов»
Помимо того, что Большой Афипс входит в Главный Кавказский хребет, есть у него ещё одна достопримечательность. У подножья горы протекает один из притоков Афипса-реки ручей Быстрый. Как раз туда двигалась наша экспедиция. Но не только воды набрать. Природа «нарубила» в русле ручья большие каменные ступени, и получился каскад из десятка водопадов.
«Лишь в райских снах я видел такие места!» - говорит в Шервудском лесу мавр Азим Робину Гуду в фильме «Принц воров» на лесной реке с несколькими большими порогами. Примерно то же подумал я, увидев водопады Быстрого ручья. Они совсем не похожи на Пшадские. В первую очередь, масштабами. Но в отличие от Пшадских никогда не пересыхают, и в них есть своя особая красота. Стены каменного каньона, по которому течёт водный поток, от сырости и времени поросли толстым ковром мха разных цветов и узоров. Над ним - заросли уже привычного папоротника. Отполированные водой каменные уступы блестят так, что кажется, наступи сейчас внезапно ночь, этот блеск сохранится и будет освещать путь.
Самый нижний водопад высотой метров пять. Кто-то когда-то соорудил из брёвен и веток лестницу и прислонил к нему. По самому каскаду тропы нет, но трудно отказать себе в желании пройтись по скалистым гигантским ступеням, перепрыгивая через течение по камням и стволам упавших деревьев. Пороги не похожи друг на друга: каждый ниже или выше, шире или уже, скальный или из нанесённых потоком больших камней. Вода в ручье прозрачная и ледяная. И необычайно вкусная, хотя из-за стоявшей засухи для нас тогда любая жидкость обладала дополнительной вкусностью.
Добраться до водопадов Быстрого ручья довольно сложно. К ним не подъедешь, и находятся они в стороне от основных пешеходных маршрутов. Зато отмечены на многих туристских картах и включены в реестр объектов туристического показа. Поэтому туристы, идущие, скажем, в сторону Пшады или Папая, нередко отклоняются от своего пути, чтобы полюбоваться этим чудом, скрытым в горах. В известности и популярности водопады Быстрого ручья по понятным причинам уступают Пшадским, и слава Богу, что уступают, и хочется, чтобы уступали как можно дольше: за дни «пешки» я вдоволь насмотрелся на «заботу» человека о природе.
По козьим тропкам по «сыпухе»
Мы поднялись на несколько порогов по руслу, и тут Юрий Коваленко неожиданно сказал: «Ну что, ребята, полезли на Большой Афипс». В смысле? Куда? Генерал показал на подступающий к ручью крутой склон горы: «Сюда».
Я не верил своим глазам. Он же почти вертикальный! «Если станем обходить, потеряем много времени и выбьемся из графика, - не унимался Коваленко. - А нам сегодня надо ещё спуститься к истокам Шебша, иначе останемся без воды - на Большом Афипсе ни родников, ни ручьёв. Я в этом месте когда-то с группой уже поднимался - выжили все. Там, на гребне, хорошая тропа идёт к вершине. До неё и полезем по козьим тропкам».
Я всматривался в склон в надежде разглядеть козьи тропки. По ним животные спускаются к ручью на водопой. Но ни тропок, ни следов от копыт, ничего - сплошная «сыпуха» из земли и камней с непонятно как державшимися на этой крутизне молодыми деревьями и кустами. «Юрий Иванович, а может, всё-таки обойдём?» Вместо ответа Генерал схватился за ближайший куст и полез вверх.
Спустя 20 минут я понял, что подъём на Папай - это детский сад в сравнении с подъёмом на Большой Афипс. Каждый метр по афипской «сыпухе» отнимал столько же сил, сколько, наверное, 50 метров по папайскому скальнику. Тело находилось в постоянном напряжении. Любой обрыв корня или ветки, любое неловкое движение - и съезжаешь вниз под весом «полторашек» с водой из Быстрого ручья и рюкзака, который стал тяжелее после утренней раскладки новых продуктов. Чтобы было немного легче, пытались трассовать - подниматься зигзагами, но так увеличивался ход, да и на крутом склоне это не особо помогало. Больше двух минут за раз идти невозможно - устаёшь так, что согласен остаться здесь навсегда, лишь бы никуда больше не ползти. Пройдённое расстояние мерили не метрами и шагами, а остановками на передых: намечаешь в нескольких метрах впереди ориентир и думаешь: «Доберусь до него и отдохну». На Папае было видно цель - вершину. На Большом Афипсе - сплошная стена без конца и просвета вверху.
Подъём по «сыпухе» занял не меньше часа. Когда я наконец-то ступил на тропу на гребне, мне уже не нужна была вершина ни Афипса Большого, ни Афипса Малого, ни любая другая вершина. Я впервые за всю «Кругосветку» полностью выбился из сил. Но останавливаться было нельзя - понимал, если сяду, встану нескоро. Куда-то вперёд убежал «хромой» Александр Петренко, где-то позади по-прежнему боролись со склоном другие «кругосветчики». Я не стал никого ждать и тихим сапом пошёл дальше. Где мой организм нашёл скрытые резервы? Загадка.
Нервный срыв
Ещё час - и передо мной верхняя точка Большого Афипса с триангуляционным пунктом и отдыхающим на траве Петренко. Я осмотрелся по сторонам. Вокруг треноги - поляна метров десять на десять, «огороженная» лесными зарослями. За ней панорама ближайших гор, мягко говоря, не ахти - почти ничего не видно, а на западе солнце уже вышло на финишную дугу. В душе тут же забушевали волны знакомого с первого дня «пешки» разочарования: «Ради этого вида я подыхал на сыпучем склоне?!»
Через 10 минут экспедиция собралась в полном составе. Надо было торопиться - до заката оставалось мало времени, а до места ночлега - несколько километров. Мы быстро «заправились» бутербродами и чаем из лечебных трав, найденных на поляне, и отправились от вершины к восточному склону. Тропа, вычерченная белыми скальными слоями, виляла среди кустов и каменных глыб. Колючие ветви царапали руки, лицо и шею, а торчащие каменные зубья Главного Кавказского хребта сбивали ноги. Каждый раз, когда я спотыкался об очередной камень или зацеплялся за очередную колючку, во мне уменьшалось разочарование, но увеличивались злость и раздражение. Все положительные эмоции, накопленные до этого «Кругосветкой», лопались словно мыльные пузыри. А Генерал ещё возьми да предложи заночевать на горе…
Тут меня, что называется, накрыло. Какая ночёвка на горе?! Мы только вчера вошли в график после многодневной погони за ним, специально ползли по «сыпухе», чтобы снова его не нарушить, а сейчас «давайте заночуем на Большом Афипсе»?! Зачем? Чтобы завтра опять, как скаковые лошади, устремиться в забег за временем? Нет! Хватит с меня! Я хочу идти обычным темпом, полноценно отдыхать, читать книги, которые накачал в телефон. Хочу спать, пока не высплюсь, а не сколько удастся. Хочу по-человечески помыться, в конце концов, и просушить полностью кроссовки.
В общем, я не оставил выбора другим «кругосветчикам». К Шебшу шли молча под лучами заходящего солнца. Знаменитые большие поляны Большого Афипса, многочисленные лежанки диких кабанов, виды Михайловского перевала - ничто не поднимало моё настроение.
В очередной раз ставили лагерь в темноте. Аппетита не было, желания поговорить у костра - тоже. Я хотел только одного - поскорее забраться в спальный мешок и забыть сегодняшний день как страшный сон. Жаль, что я утром не уехал на «уазике» домой…
#туризм #северскаякругосветка #Шебш #северскийрайон #Кубань #Папай #природа #лес #РГО #БольшойАфипс #МалыйАфипс #горы #Пшада #водопады #ГКХ #УбинСу