РАЙОН НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖЕК (часть 10)
Зачем нужна «дневка»?
Несмотря на то, что «Кругосветка» готовилась почти два года, окончательный график следования был составлен месяца за полтора до старта. Изучая его, я удивился, почему на «пешку» отводилось много времени, хотя пройти это расстояние можно быстрее. «А куда ты торопишься? - отвечал на мои претензии Генерал. - Лучше шесть условных дней по 10 километров, чем четыре по 15. Иди себе, не торопясь, видами наслаждайся, силы экономь… А получится время сэкономить - это же хорошо. «Дневку» себе устроим - в длительных походах желательно выделять день на отдых. Иначе тяжело психологически».
Тогда я не придал значение словам Юрия Ивановича. Какая «дневка»? На месяц, что ли, отправляемся? А зачем она нужна, я понял уже на личном опыте. Мой нервный срыв на Большом Афипсе был не от обиды и разочарования, на самом деле. Срыв стал следствием как раз эмоциональной усталости. Её крайним пределом, точкой кипения. Когда каждый твой день полон впечатлениями, ты не замечаешь, как она копится. Тем более, если ты впервые вырвался из привычной жизни в практически новую для тебя обстановку. Здесь не было компьютера, сотовой связи или интернета, возможности в любой момент плюхнуться в кресло или на диван, чтобы посмотреть телевизор, принять вечером горячий душ или после напряжённого дня выпить бокал холодного пива. Вместо этого тяжёлые нагрузки, натёртые лямками рюкзака плечи, сбитые ноги, невыносимая жара, мокрая от пота одежда, хоть выжимай, и постоянная жажда. Кто-то когда-то заметил, что туризм - это поиски воды со всеми сопутствующими «прелестями», и он на 100% прав. С одной стороны - приключения, с другой - резкие перемены, которые, особенно в зрелом возрасте, воспринимаются трудно, хотя это и не так чувствуется напрямую. Вечерние посиделки у костра, ночной сон в палатке - благодаря им ты отдыхаешь физически, но не психологически. Все негативные эмоции откладываются на подсознательном уровне, и вопрос времени - когда, где и как они выплеснутся наружу.
Спастись от эмоционального взрыва или снизить градус накала можно за счёт «дневок», но в нашем графике их не было. А раз так, то, как говорится, получите и распишитесь. Подъём на Большой Афипс я запомню, в первую очередь, из-за своей истерики. И это то, о чём я буду жалеть, наверное, всегда…
С чистого листа
Но нет худа без добра. Моя жизнь в экспедиции разделилась на две части, и деление произошло аккурат посредине пешего этапа. Новый день я встречал другим человеком. Похоже, моему организму просто был необходим случившийся накануне нервный выброс, и он «дождался» подходящего момента. Я ложился спать уставшим от похода раздражённым психом, видевшем в гробу «Кругосветку» и всё, что с ней связано, а утром проснулся с мыслью, что не хочу, чтобы наше путешествие заканчивалось. Меня больше ничего не держало. Разум очистился. Вчерашние проблемы казались такими малозначительными и надуманными, что было стыдно о них вспоминать. Я стал частью экспедиции, а не её участником. Теперь я дышал ею и жил, ловил от неё кайф. Крутые подъёмы и спуски, палящее солнце, речные валуны, непроходимые заросли - я начал воспринимать их как данность, без которой нельзя. Жизнь упростилась до уровня инстинктов. Каждый шаг - это преодоление. Каждый синяк, царапина или мозоль - опыт. Каждый глоток воды или ложка каши - награда…
В то утро мы в очередной раз уверовали в богов туризма. Единственное место на реке на сотни метров в обе стороны, где сохранилось вода, и мы в темноте при свете налобных фонариков спустились точно к нему. Воздалось за Большой Афипс. За то, что не побоялись и пошли вперёд, преодолевая трудности. Ведь помнится, настоящему туристу чем хуже, тем лучше…
На сегодня в планах значился переход из самых верховий Шебша в его же верховья, но чуть пониже с возможным подъёмом на гору Лысую. Шлось, как к себе домой. Даже успели немного поблукать - клюнули на чей-то трек, отмеченный на GPS-карте, который направил нас в другую сторону. Но Генерала с его громадным опытом не проведёшь: минут через 20 он смекнул, что по этой тропе у нас много шансов дойти до Архипо-Осиповки, но никак не до Лысой, и мы повернули назад.
Теперь я замечал то, чего не видел раньше. Или, точнее, не обращал на это внимания. Наслаждение и удовольствие были в мелочах. Оказалось, что самый дешёвый чай может быть самым вкусным. Что вокруг растёт полно лекарственных трав, которые делают чай ещё вкуснее и полезней. Что вдоль дороги уже созрела земляника, а шиповник наоборот только покрылся цветами… Нам попадались по пути памятные знаки и стелы, установленные в честь базировавшихся в здешних лесах во время войны партизанских отрядов, более-менее оборудованные стояночные места и размеченные туристские тропы… И уже привычные человеческие «визитки» в виде лесных вырубок, мешков с мусором и глубоких следов с протекторами от джипов и квадроциклов. Только воспринимались эти «визитки» гораздо острее и больней…
«Братья по оружию»
Участники «Кругосветки» больше не были для меня хорошими знакомыми по одному общему делу. Мы стали настоящими «братьями по оружию». С каждым из них я бы без раздумья пошёл в разведку.
Александр Петренко - самый молодой «кругосветчик». Поначалу казался мне абсолютным шалопаем, в котором в полный рост до сих пор резвилось детство. В экспедицию он попал по протекции Генерала: когда-то занимался у него в клубе «Континент» и мечтал получить удостоверение инструктора по туризму. Бесконечный «залётчик» и завсегдатай экспедиционной гауптвахты: то матернётся не в тему, то по хозяйству что-нибудь учудит. Ярый болельщик футбольной «Кубани». Смешил нас рассказами о своих фанатских похождениях и выездах на матчи любимой команды по всей стране. В то же время удивлял серьёзными, продуманными планами на будущее - собирался жениться, учиться, найти хорошую работу. Саша - необидчивый и отзывчивый человек. Пропускал мимо ушей все колкие шутки в свой адрес, зато первым приходил на помощь, если она была кому-то нужна.
Алексей Хмелевской на несколько лет старше Сани, но между ними разница - пропасть. Тоже из бывших «птенцов» Юрия Ивановича. Молчаливый, но приветливый. Предпочитает говорить не словами, а делом. На первый взгляд, неторопливый, но ответственный и всегда собранный. Неслучайно Генерал назначил его завхозом экспедиции. Лёша - человек, на которого можешь полностью положиться. Для меня стало шоком, когда на спуске с Папая я узнал, что он боится высоты. Уму непостижимо: страдает акрофобией, но лезет вверх и старается не отстать, чтобы не подводить остальных. Вот какая сила характера!
Сергей Дубовик - самый физически подготовленный из нас. Спортсмен, любитель природы, покоритель велосипедных трасс. Лучше проведёт вечер в лесу возле костра, чем с компанией за столом. Без разговоров понесёт самый тяжёлый груз, соберёт больше всех дров, сбегает на пару километров вперёд, чтобы разведать дорогу, и вернётся. Сильно жалел, что пропустил водный этап «Кругосветки», а новость о вызове на работу посреди экспедиции стала для него громом среди ясного неба. Столько времени готовиться и не дойти до конца…
Артём Запольских - бывалый турист. Опыта походов хватило бы на всех «кругосветчиков», за исключением Генерала, конечно. Авторитет и старший товарищ для молодых. Всегда поможет советом и делом. Среднего роста и худощавый, но большой внутренней силы. Флагман, который идёт первым и прокладывает путь. Ушёл в экспедицию, несмотря на домашнюю стройку и на то, что на носу был день рождения жены, на который он мог не успеть. Но успел - вернулся практически к праздничному столу.
И, наконец, Юрий Иванович Коваленко. Настоящая глыба туризма. Голова, сердце и душа «Кругосветки». Мне был старшим братом, остальным - «отцом родным». Ради нас готов был поступиться собственными принципами и не раз поступался. Сам остался бы голодным, но мы были бы сыты. За ним как за каменной стеной. Командир. Вожак. Генерал…
И всё-таки мы сделали «дневку». Возле Лысой наткнулись на ухоженный родник, речку с водой, посмотрели на склоны, почесали головы и… отложили подъём на гору до следующей экспедиции. А сэкономленное время решили потратить на хороший отдых и себя - искупались, постирались, просушились… Ближе к вечеру перешли к месту очередного ночлега. Впервые за всю «Кругосветку» разбили лагерь, когда до наступления темноты оставался ещё минимум час. Уйма времени по нашим меркам. «Эх, ребята, - сетовал Юрий Иванович, - если бы мы с самого начала шли по графику, у нас бы каждый вечер был таким». Да ладно тебе расстраиваться, Генерал, все наши вечера в походе были по-своему хороши. И поймём мы это, когда уже вернёмся домой…
#туризм #северскаякругосветка #Шебш #северскийрайон #Кубань #природа #лес #РГО #БольшойАфипс #горы #водопады #ГКХ