РАЙОН НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖЕК (часть 13)
Пшаф полный историей
От Черноколово по лесной дороге, показанной охотниками, мы выскочили на хребет Пшаф. Позади остались две трети пути до Чибия. Эта дорога была лучше тех, по которым наш «уазик» добрался до охотничьего кордона, но из-за усилившегося дождя ехать по ней было едва ли легче. Машина буксовала, скользила, металась из стороны в сторону, зависала над обрывистыми склонами. Пару раз у меня сердце уходило в пятки, когда казалось, что ещё несколько секунд и накренившаяся почти под 90 градусов в бок «буханка» сорвётся вниз. Мы всей нашей командой тут же пересаживались на другой борт, чтобы выровнять «УАЗ». И в то же время нам уже не приходилось его толкать или тянуть: машина медленно, но верно сама шла вперёд.
Здешние места богаты историей. Ещё у античных авторов встречаются летописные сведения о многочисленных племенах меотов, населявших Прикубанье и Закубанье. Меоты напоминали по образу жизни скифов, но принадлежали к кавказской группе племён. Вели кочевой образ жизни, разводили лошадей и держали скот. Верхушка меотских племён постоянно втягивалась в круг интересов Боспорского (или Босфорского) царства, возникшего в 5 веке до н.э. вокруг Керченского пролива, чья столица Пантикапея располагалась на месте нынешней Керчи. Царство просуществовало около тысячи лет, и часть нынешней территории Северского района входило в его состав. О том, что здесь когда-то жили меоты, говорят многочисленные курганы в лесу, которые, в свою очередь, дали название соседней горе Курганной.
По окончании во второй половине XIX века Кавказской войны на Кубани началось активное освоение нефтепромыслов. Богатые нефтяные залежи были открыты, в том числе, в посёлке Ильском и рядом со станицей Калужской. Нефтедобычу в Северском районе вело французское акционерное общество «Русский стандарт». Благодаря первому открытию, мир узнал о существовании Ильской стоянки первобытного человека, а второе привело к основанию посёлка Калужские нефтепромыслы, который после Великой Отечественной переименовали в Чибий по названию протекающих неподалёку горных ручьёв - Малому и Большому Чибию. На память от французских нефтяников посёлку осталось пара каменных строений. Одно из них в советские времена служило складом местного плодосовхоза, а сейчас его использует сидрерия «Ферма сидра». Владелец сидрерии, мой хороший знакомый Алексей Салтанов рассказывал, что, когда встал вопрос, оставить старый склад или снести и построить вместо него новый, он вызывал специалистов для оценки состояния французской постройки. Проведя ряд исследований, специалисты заявили, что здание простоит ещё минимум сто лет, хотя ему и без того уже больше века. Получается, сегодня бывшая нефтяная контора имеет двойную ценность: историческую (как памятник развитию нефтедобычи в Краснодарском крае) и практическую (как часть сидрерии, которая сейчас включена в региональный список объектов сельского туризма, и где изготавливается и хранится сидр).
В феврале 1918 года на Кубани в разгаре Гражданская война. Большевистские части ведут бои на подступах к Екатеринодару. Председатель Кубанской Рады Николай Рябовол, чтобы не досталось «красным», отдаёт приказ о вывозе из города запасов Кубанского войскового правительства. Восемьдесят подвод с сундуками и ящиками, наполненными золотом и серебром, украшениями с драгоценными камнями, реликвиями Кубанского казачьего войска, золотыми крестами и иконами в богатых ризах выезжают однажды из столицы Кубанской народной республики и навсегда растворяются в ночной темени. До настоящего дня судьба «золотого» обоза, который по нынешним временам оценивается в несколько миллиардов долларов США, остаётся неизвестна и не даёт покоя охотникам за сокровищами. По одной из основных версий, казаки, опасаясь встречи с большевиками, перевезли значительную часть драгоценностей в отроги хребта Пшаф, где столько укромных мест, что спрятать огромное количество ящиков несложно. Как, впрочем, и найти. Многие годы обычные любители и профессиональные поисковики безрезультатно обследуют метр за метром горные склоны. И легенда о спрятанном за Чибием «золотом» обозе Кубанской Рады может навсегда остаться лишь легендой, но может когда-нибудь стать былью.
Где погиб Киркоров?
Есть в местных горах и другая достопримечательность, связанная с Гражданской войной. На Пятигорском перевале установлен памятник …Киркорову. Нет, не известному певцу и звезде российской сцены Филиппу Бедросовичу, а его однофамильцу Кузьме Карповичу.
После занятия Екатеринодара большевиками в 1918 году, белогвардейские войска по приказу генерала Бардижа начали вывозить на вьючном транспорте к Черному морю через Горячий Ключ оружие. В то время в Горячем Ключе уже провозгласили Советскую власть и создали свой временный революционный комитет. Кузьма Карпович Киркоров был командиром отряда добровольцев, прикреплённого к ревкому. Когда стало известно о вывозе белогвардейцами оружия в сторону побережья, комитет поручил отряду Киркорова сие пресечь. Трижды «киркоровцы» во главе со своим командиром нападали на белогвардейские обозы, захватывая боеприпасов и доставляя их в Горячий Ключ.
Во время очередного нападения в начале марта 1918 года между отрядом и «белыми» завязался неравный бой. В нём-то и пал смертью храбрых Кузьма Карпович. Тело героя доставили в город, где похоронили на улице Ленина - на этом месте сейчас находится мемориал Вечного огня
Вскоре Горячий Ключ и окрестные станицы вновь оказался под власть Белой гвардии. Членов ревкома и многих участников отряда Киркорова расстреляли. Те же, кто уцелел, ушли в горы и сопротивлялись белогвардейцам до полного установления Советской власти.
Памятный знак на месте гибели Кузьмы Карповича был воздвигнут уже после Великой Отечественной войны. Шефство над памятником взяли местные коммунисты, к которым присоединились члены фракции КПРФ Законодательного Собрания края. Сейчас он отремонтирован и ухожен, в чём мы лично убедились. И, похоже, довольно популярен, если судить по ведущей к знаку тропинке.
Высота 476.9
Хребет Пшаф известен боевыми сражениями не только Гражданской войны. Во время Великой Отечественной это был стратегически важный рубеж, на котором несколько месяцев развернулось противостояние Красной Армии и фашистов - с августа 1942 года до января 1943-го. Самые ожесточённые бои шли за высоту 476.9. В ноябре 1942-го её овладели немецкие войска и устроили здесь мощный узел обороны: окопы, дзоты, блиндажи, склоны и прилегающие ущелья сплошь заминированы, натянута колючка, установлены два 45-миллиметровых орудия, захваченные в боях в районе Горячего Ключа. Высоту помимо немцев занимали части румынской Королевской кавалерийской дивизии и туркестанцы из 781-го туркестанского легиона. Прикрытие обеспечивали батарея 105-миллиметровых легких гаубиц в посёлке Калужские нефтепромыслы (Чибий) и батарея 150-миллиметровых гаубиц в хуторе Папоротном.
На середину января 1943-го было запланировано начало наступательной операции «Горы». В её задачи входило прорвать оборону противника на участке Горячий Ключ - Крепостная и, разгромив вражеские силы, к 18 января выйти на рубеж реки Кубань к Краснодару. После овладения Краснодаром или его блокирования наши войска должны были выдвинуться к Тихорецку и далее к Ростову и отрезать пути отхода Северо-Кавказской группировке противника через Ростов в Донецкий бассейн.
В политотделах Красной Армии любили приурочивать операции по взятию каких-либо городов или высот к праздничным датам, например, 7 ноября или 23 февраля. Командование 256-го гвардейского Краснознаменного стрелкового полка решило в новогоднюю ночь захватить высоту 476.9 в расчёте на беспечность румын, отмечающих праздник и пьянствующих в блиндажах. Проведение операции было поручено роте под командованием 20-летнего лейтенанта Кузьмы Косянчука. Из оружия наши солдаты взяли автоматы ППШ, винтовки, ручные пулеметы, противотанковые ружья и гранаты.
Сапёры ещё проделывали проходы в колючей проволоке на юго-восточных склонах, когда их обнаружили немцы. В воздух взлетели осветительные ракеты, и тут же среди наступающих начали рваться миномётные мины, а из верхнего дзота по красноармейцам ударил очередями пулемёт. Сразу появились убитые, погиб и лейтенант Косянчук. Эффект неожиданности был потерян, и атака стала захлёбываться. Расчёт на пьянствующего противника себя не оправдал. Те, кто уцелел, помогали раненым возвращаться назад.
В ту ночь рота потеряла убитыми 14 человек, включая командира и заместителя командира роты. Мстить за павших товарищей 256-й гвардейский полк пойдёт лишь спустя 16 дней. 16 января 1943 года, понимая, что потери будут тяжелыми, первыми на штурм высоты 476.9 направляют «штрафников» - 93-ю армейскую штрафную роту лейтенанта Щурова. Эта рота стояла насмерть при обороне Лысой горы в сентябре 1942-го. Раненного Щурова тогда унесли с поля боя, но он после госпиталя вернулся в своё подразделение. К началу наступления на хребет Пшаф оно пополнилось новыми провинившимися, в основном, кавказцами и выходцами из республик Средней Азии.
На атаки наших «штрафников» фашисты отвечали контратаками. Командир батальона пехотной дивизии Вермахта капитан Винзен вспоминал о тех боях: «Самые ожесточенные столкновения шли на правом крыле укреплений, где находился наш батальон. На командный пункт вбежал связной: «Они снова идут, господин офицер». Они подходили. Как вчера и позавчера. Лишь на одном из четырёх была форма и, в лучшем случае, лишь один из трёх имел винтовку. Тяжелого вооружения не было и вовсе. Они кричали «Ура!» и поднимались в атаку. Впереди молодые офицеры, некоторые прямо с учебной скамьи. За ними мальчики 16-17 лет, старики… Немецкие пулеметы скосили первую волну. Идущие за ними поднимали ружья раненых и убитых и продолжали атаку… Этот ад продолжался четыре дня. Они шли снова и снова, используя горы своих собственных мёртвых в качестве прикрытия. За этими страшными брустверами они перегруппировывались и с леденящим кровь криком «Ура!» снова бросались в атаку... Только ручными гранатами можно было достать неприятеля за горами трупов. Но какой прок? Будто мёртвые барханы горы мёртвых все приближались и приближались. Сначала горы убитых и раненых лежали в 40 метрах от позиций батальона. Затем 40 метров превратились в 20, потом в десять… «Ура!» и вот они уже командном пункте»…
Штрафная рота только убитыми потеряла более 50 человек, раненых было не менее сотни. Но похоронить погибших смогли только 19 января, после того как гарнизон противника скрытно ушёл с высоты. Тогда же в братской могиле упокоились тела солдат из роты лейтенанта Кузьмы Косянчука вместе со своим командиром. К тому моменту полк уже освободил несколько хуторов и станицу Калужскую. Это была первая станица, освобождённая нашими войсками не только в районе, но и на всем Северном Кавказе.
Всего в боях на хребте Пшаф погибли около тысячи красноармейцев. Памятники павшим воинам стоят на нескольких здешних высотах, где тоже шли тяжёлые столкновения с фашистами. Многие солдаты так и не были похоронены. Поисковые организации постоянно ведут на склонах работы, поднимая наших бойцов. И лишь единицам удаётся установить имена. 9 мая 2014 года поисковики и волонтёры водрузили на высоте 476.9 крест в память о всех погибших в боях за высоту. Каждый год на нём добавляются таблички с фамилиями солдат, которых обнаружили в окрестностях и чьи личности смогли узнать по вещам и документам. Рядом флагшток с копией Знамени Победы и стол с нарисованной на нём картой военных действий и указанием войсковых подразделений, участвовавших в боях на Пшафе - «256-й гвардейский Краснознаменный стрелковый полк», «93-я армейская штрафная рота», «1171-й стрелковый полк»…
Мы не могли сюда не заехать. Только в таких местах понимаешь цену и ценность жизни, читая на табличках имена 18-19-летних пацанов, погибших, чтобы жили мы. И хвала тем людям, которые не дают нам это забыть…
Чибийские теснины
Дождь окончательно перешёл в ливень. Я бы с удовольствием уже отправился на «уазике» до самого Чибия, но впереди ещё были Волчьи ворота - самое знаменитое место здешних лесов.
На самом деле ворот трое. Основные - Волчьи. В 30 метрах от них находятся безымянные (или Лисьи), а ещё в полукилометре - Медвежьи. Чтобы эти названия отложились в голове, можно вспомнить всех хищных зверей в сказке про Колобка - волка, медведя и лису. Все вместе Ворота именуют Чибийскими ущельями или теснинами. По легенде, Волчьими Воротами теснины назвали, как ни странно, из-за… волков. Якобы в XIX веке мимо ущелья в Горячий Ключ регулярно ходили повозки с продовольствием. На обозы часто нападали серые разбойники, которые прибегали сюда из степей, чтобы поживиться «на халяву», и единственная волчья тропа пролегала сквозь ту самую теснину. Со временем волков извели, но название прижилось. В это верится с большим трудом, потому что исходя из логики, через другие Ворота обозы обносили медведи и лисы.
Чибийское ущелье - это отвесные скалы длиной около 50 и высотой 4-5 метров в верховьях ручья Большой Чибий. Собственно, этот ручей за тысячелетия пробил сквозь скалы проход, образовав каменный каньон шириной не более полутора метров. Скалистая порода - мягкая, из песчаника. Отличный материал для наскальной росписи, чем пользуются туристы, толпами приходящие к урочищу. Среди многочисленных «Здесь был…» можно даже найти вырезанный в камне портрет Ленина или кого-то очень похожего на Лермонтова. Я бы сказал, что Волчьи ворота - это уменьшенная версия Дантова ущелья в Горячем Ключе, но они не менее впечатляют.
Вполне естественно, что ущелье привлекает к себе поборников необъяснимого. Уфологи уверены, что трещина в скале - это результат удара при катастрофе неизвестного объекта, детали которого и споры иных существ, всё ещё находятся в полостях каньона. Одна из ниш расположена в дюжине шагов от входа не очень высоко над головой. Песок уплотнился здесь от удара, поэтому выше и ниже эпицентра катастрофы он попросту был смыт. За ущельями, включая Медвежье и Лисье, расположились «амфитеатры» - открытие гроты под куполом небес. Говорят, что в них можно встретиться с духами горных лесов и вод, угодив на праздник языческих богов. Местные старожилы утверждают, что в Вальпургиеву ночь из теснины доносятся манящие звуки праздника. Но если за этими отзвуками пройти ущелье, то невозможно вернуться назад. Человек навсегда пропадает или становится другим и мало сам кого узнаёт.
К сожалению, мы не могли надолго задержаться у Волчьих ворот, чтобы лучше их изучить. День шёл к вечеру, мы сильно устали, промокли до нитки, а ещё рассчитывали доехать на велосипедах от Чибия до турбазы «Планческие скалы» на Крымской поляне - без малого 70 километров в один конец. Хорошо, что с нами был Саша Донченко. Он работает тренером по туризму в афипской спортивной школе. В принципе, маршрут от Шабановского до Чибия составлял он, потому что никто из нас с этой местностью не знаком. Если бы не Донченко, мы бы, наверное, в ближайшие пару дней не вышли на место ни по какому GPS-навигатору. Саша тоже собирался в «Кругосветку», но уйти на столько дней не позволила работа.
#туризм #северскаякругосветка #северскийрайон #Кубань #природа #лес #РГО #Шабановское #горы #Тхамаха #Чибий #джипинг #Черноколово #Киркоров #Пшаф #фермасидр